Организация тендерного сопровождения
8 800 500 80 18 info@otc-consult.ru

Применение Постановления N 1875 и предоставление преимуществ организациям инвалидов и учреждениям УИС.

44-ФЗ
Нацрежим
23 июн 2025

Возможно ли в одной закупке по Закону N 44-ФЗ предоставление преимуществ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 и преимуществ для организаций инвалидов и организаций уголовно-исполнительной системы?

Заказчик должен в рамках одной закупки соблюдать как преимущества, установленные по постановлению Правительства N 1875, так и преимущества в соответствии со ст. 28 и 29 Закона N 44-ФЗ.

Прежде всего отметим, что согласно чч. 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) при закупках предоставляется национальный режим, обеспечивающий происходящим из иностранного государства товарам, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранным лицом (далее, соответственно, иностранные товары, работы, услуги), равные условия с российскими, за исключением случаев принятия Правительством РФ мер, устанавливающих запрет и ограничение закупок иностранных товаров, работ, услуг, а также преимущество в отношении российских товаров, работ, услуг. Соответствующие запрет и ограничение закупок иностранных товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, а также преимущество в отношении российских товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг установлены постановлением Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 “О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Постановление N 1875).

При этом из подп. “в” п. 1 ч. 2 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, четвертого абзаца п. 1 Постановления N 1875 следует, что преимущество установлено только в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг). На закупки работ и услуг правила преимущества не распространяются.

В свою очередь, согласно чч. 1 и 2 ст. 28, чч. 1 и 3 ст. 29 Закона N 44-ФЗ Заказчик обязан предоставлять преимущества организациям УИС и организациям инвалидов при соблюдении двух условий:

  • осуществляется открытая или закрытая конкурентная закупка. При этом участвовать в закупке могут любые лица, не только организации УИС или организации инвалидов (подробнее этот аспект рассмотрен в разделе настоящего материала о сути преимуществ);
  • закупаемые товары, работы, услуги содержатся в перечне, утвержденном Правительством РФ.

Перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества по ст. 28, 29 Закона N 44-ФЗ, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2021 N 3500-р.

Как видно из приведенных норм, преимущество, предоставляемое в силу подп. “в” п. 1 ч. 2 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, четвертого абзаца п. 1 Постановления N 1875, и преимущество, предоставляемое в силу ст. 28, 29 Закона N 44-ФЗ, имеют разное правовое регулирование, и применение одного из них не исключает применение другого.

Напротив, норма подпункта “б” пункта 1 части 2 статьи 51 Закона N 44-ФЗ устанавливает, что проект контракта, который заказчик формирует и размещает в ЕИС по результатам электронной процедуры, должен содержать цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом в том числе положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ, положений статей 28 и 29 этого закона.

Подробный механизм применения при определении цены товара в рамках одной закупки преимуществ национального режима и преимуществ для организаций УИС или инвалидов законом не установлен.

При этом преимущество для целей национального режима закупок (п. 3 ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ) заключается в снижении на 15% ценового предложения участника закупки (либо увеличения на 15% ценового предложения за право заключения контракта), тогда как сам контракт заключается без учета осуществленных снижения ценового предложения, цены за единицу товара либо увеличения ценового предложения (подп. “б” п. 3 ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ).

Преимущества для организаций инвалидов и организаций УИС, установленные в ч. 1 ст. 28, ч. 1 ст. 29 Закона N 44-ФЗ, заключаются в следующем: при заключении по результатам конкурентной закупки контракта с организацией УИС или организацией инвалидов цена контракта, цена каждой единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ) увеличивается на 15% соответственно от цены:

  • контракта, предложенной этим участником;
  • единицы товара, работы, услуги, определенной на основании предложения этого участника о сумме цен единиц товара, работы, услуги.

При этом такое увеличение не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, начальные цены единиц товара, работы, услуги.

Как видно, технически оба вида преимуществ сопоставимы: первое – по национальному режиму, должно применяться на этапе рассмотрения заявок (сравнения ценовых предложений), второе – для организаций УИС или инвалидов, осуществляется уже на этапе заключения контракта (формирование цены контракта, подлежащей включению в проект контракта).

Вместе с тем по данному вопросу ни официальные разъяснения, ни практику УФАС обнаружить не удалось. В письме Минфина России от 14 марта 2024 г. N 24-06-06/22805 аналогично рассматривался вопрос об одновременном применении преимуществ по ст. 28 и 29 Закона N 44-ФЗ и приказу Минфина России от 4 июня 2018 г. N 126н.