Организация тендерного сопровождения
8 800 500 80 18 info@otc-consult.ru

Обзор новостей за период с 20 декабря по 26 декабря

Новости законодательства
СМСП
28 дек 2021

/ 223-ФЗ

📌Госкомпаниям разрешили перевести в «электронные магазины» неконкурентные закупки до 20 млн руб. у МСП

Согласно документу с 1 июля 2022 г. госкомпании смогут проводить неконкурентные закупки на сумму до 20 млн руб. у субъектов малого и среднего предпринимательства в «электронных магазинах» электронных торговых площадок, отобранных для проведения госзакупок.

Постановление дополняет положение об особенностях закупок госкомпаний у малого бизнеса нормами о порядке проведения закупки в «электронном магазине».

То есть госкомпании смогут проводить неконкурентные закупки у субъектов МСП (так называемые спецторги – закупки, в которых могут применять только субъекты МСП) с помощью «электронного магазина».

При условии, что объем такой закупки не превышает 20 млн руб., а сама закупка проводится на одной из ЭТП для госзакупок (на этих площадках проводятся все закупки госкомпаний у малого бизнеса).

Порядок проведения таких закупок аналогичен тем правилам работы «электронного магазина» для закупок малого объема, который установлен в рамках контрактной системы.

Они предусматривают размещение поставщиками на электронной торговой площадке предварительного предложения о поставке того или иного товара (в соответствии с конкретной позицией Каталога товаров, работ, услуг).

Заказчик, в свою очередь, размещает извещение о закупке того или иного товара. При этом оператор ЭТП должен будет направить таким заказчикам соответствующие предложения поставщиков.

Распоряжение Правительства РФ от 16.12.2021 № 3652-р, которым обновлен и расширен список госкомпаний для закупок у МСП.

🔎 Постановление Правительства РФ от 16.12.2021 № 2323

📌Правительство РФ обновило и расширило список госкомпаний для закупок у МСП

Правительство РФ актуализировало перечень госкомпаний, которые должны согласовывать свои планы закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) с "Корпорацией МСП".

Соответствующее распоряжение опубликовано на портале правовой информации.

Этим документом в перечень "контролируемых" госкомпаний с 1 января 2022 года будут включены более 170 предприятий и организаций.

В то же время из этого перечня будет исключено около 120 компаний.

В частности, в перечень вошли предприятия, работающие в области станкостроения, химической промышленности, авиа- и судостроения, микроэлектроники, транспорта и т.д.

По действующей редакции закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ) госкомпании должны закупать у субъектов МСП не менее 20 % годового стоимостного объема договоров.

При этом часть из них подпадает под мониторинг соответствия требованиям норм о закупках у субъектов МСП. Такой мониторинг проводится в отношении конкретных госкомпаний федерального уровня с объемом закупок более 1 млрд рублей, регионального уровня - 50 млн рублей, отдельных заказчиков федерального уровня (объем закупок за предыдущий календарный год должен составлять от 250 млн рублей до 1 млрд рублей) и регионального уровня (менее 50 млн рублей).

Планы закупок последних должны проходить в региональных органах власти оценку их соответствия нормам, регламентирующим участие субъектов МСП в закупках госкомпаний.

/ 44-ФЗ

📌Утверждены особенности планирования и осуществления закупок заказчиками по Закону № 44-ФЗ, действующими за пределами РФ

Согласно новому п. 26 Положения о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, установлены особенности планирования закупок заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства (Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2021 г. № 2151).

В частности, план-график указанного заказчика не размещается в ЕИС и формируется по установленной форме с указанием ФИО должностного лица, утвердившего план-график.

При этом:

·       объем финансового обеспечения может указываться в долларах США.

В этом случае в качестве единицы измерения в плане-графике указывается "доллар США", код по ОКЕИ ОК 015-94 не указывается;

·       в план-график в форме отдельной закупки включается в том числе информация о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с п. 23, п. 26 и п. 33 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в размере годового объема финансового обеспечения соответствующих закупок. При этом некоторые графы плана-графика не заполняются. В качестве наименования объекта закупки указывается соответствующее положение Закона № 44-ФЗ;

·   информация о заказчике в плане-графике не указывается.

Информация о месте нахождения заказчика указывается без кода территории населенного пункта в соответствии с ОКТМО;

·  вместо ИКЗ в плане-графике указывается КВР;

·  графы 3, 4, 13 и 14 раздела 2 приложения к Положению могут не заполняться;

·  графа 12 раздела 2 приложения к Положению не заполняется.

При установлении в соответствии со ст. 19 Закона № 44-ФЗ требований, заказчики могут не применять технические регламенты, документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации.

Также могут не учитываться тарифы, действующие на территории РФ.

Затраты на приобретение полисов обязательного страхования определяются в соответствии с законодательством иностранного государства.

При определении НМЦК методом сопоставимых рыночных цен помимо общедоступной информации, предусмотренной ч. 18 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, может использоваться иная общедоступная информация, в том числе размещенная в Интернете.

Указанные изменения вступают в силу 1 января 2022 года.

При этом Положение об особенностях планирования и осуществления закупок заказчиками, осуществляющими свою деятельность на территории иностранного государства, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 мая 2018 г. № 556, с этой же даты признано утратившим силу.

🔎 Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2021 г. № 2151
📌Минфин России актуализировал некоторые приказы, изданные в соответствии с Законом № 44-ФЗ
В соответствие с редакцией Закона № 44-ФЗ, вступающей в силу 1 января 2022 года, приведены следующие документы:

  • приказ Минфина России от 4 июня 2018 года № 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
  • Порядок формирования ИКЗ, утвержденный приказом от 10 апреля 2019 г. № 55н "Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки";
  • Типовое положение (регламент) о контрактной службе, утвержденное приказом от 31 июля 2020 г. № 158н "Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе".

В частности, указанные акты приведены в соответствие с обновленным перечнем способов закупок, предусмотренных Законом № 44-ФЗ в новой редакции, скорректирована используемая в документах терминология (Приказ Минфина России от 15 ноября 2021 г. № 175н (зарег. в Минюсте 17 декабря 2021 г.).

Также Минфин России признал утратившим силу с 1 января 2022 года приказ от 1 апреля 2020 г. № 51н "О порядке согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".

Соответствующие изменения вступают в силу 1 января 2022 года.

🔎 Приказ Минфина России от 15.11.2021 г. № 175н (зарег. в Минюсте 17.12 2021 г.).

📌Минфин России разместил на своем сайте два письма с разъяснениями, касающимися регулирования сферы закупок.

1. Письмо от 21.12.2021 № 24-03-08/104169 «O направлении информации по вопросам заключения офсетных контрактов».

В нем разъяснены вопросы применения положений законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ в части заключения контрактов, договоров на поставку товара, предусматривающих также встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на определенной территории (офсетный контракт (договор).

2. Письмо от 21.12.2021 № 24-03-08/104212 «По вопросам осуществления контроля закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), проведения заседания закупочной комиссии заказчика с использованием ВКС, а также привлечения к административной ответственности должностных лиц при осуществлении централизованных закупок».

В документе ведомство высказало позицию по трем вопросам:

• о контроле в сфере закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемых с использованием механизмов «электронного магазина» в соответствии с п. 4 и 5 ч. 1, ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;

• об участии членов комиссии по осуществлению закупок в заседании такой комиссии с использованием систем видео-конференц-связи;

• о привлечении к административной ответственности должностных лиц при осуществлении централизованных закупок по Закону № 44-ФЗ.

🔎 Письмо от 21.12.2021 № 24-03-08/104169

🔎 Письмо от 21.12.2021 № 24-03-08/104212

📌Настройка полномочий для подписания электронного документа о приемке с 01.01.2022 становится обязательным формирование и подписание документов о приемке в электронной форме в ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК (далее — ЕИС) при исполнении контрактов, заключенных по результатам проведения электронных процедур.

В связи с тем, что подписание документов о приемке в электронной форме в ЕИС должно осуществляться исключительно лицами, уполномоченными на осуществление таких действий, необходимо до 01.01.2022 назначить таким пользователям полномочие «Уполномоченное лицо» в Личном кабинете ЕИС по 44-ФЗ и установить соответствующие права.

Такие полномочия назначают сотрудникам, уполномоченным на подписание электронных документов о приемке, в том числе членам приемочной комиссии, руководитель организации или лицо, уполномоченное руководителем на определение лиц и действий, осуществляемых такими лицами от имени организации в ЕИС и на ЭТП (Администратор организации).

Пользователи, которым не будет назначено указанное полномочие, не смогут осуществлять подписание документов о приемке в электронной форме в ЕИС с 01.01.2022.

Назначение полномочия «Уполномоченное лицо» осуществляется в разделе Администрирование» - «Пользователи организации» - «Регистрационные данные», подробная информация об этом содержится в кратком руководстве пользователя «Назначение полномочий для подписания документов о приемке в электронной форме в Личном кабинете 44-ФЗ в ЕИС»,», размещенном в личном кабинете пользователя ЕИС в разделе «База знаний».

Также всем уполномоченным на подписание электронных документов о приемке лицам заказчика, включая членов приемочной комиссии, необходимо получить квалифицированную электронную подпись:

● в Удостоверяющем центре Федерального Казначейства для должностных лиц государственного органа, органа местного самоуправления, либо подведомственного государственному органу или органу местного самоуправления организации, в том числе членов приемочной комиссии, являющихся сотрудниками организации заказчика.

● в коммерческих аккредитованных удостоверяющих центрах, если членами приемочной комиссии являются третьи лица (сотрудники сторонних организаций, физические лица, эксперты).

Назначить полномочие «Уполномоченное лицо» необходимо до 01.01.2022 г.