Обзор новостей за период с 20 декабря по 26 декабря
/ 223-ФЗ
📌Госкомпаниям разрешили перевести в «электронные магазины» неконкурентные закупки до 20 млн руб. у МСП
Согласно документу с 1 июля 2022 г. госкомпании смогут проводить неконкурентные закупки на сумму до 20 млн руб. у субъектов малого и среднего предпринимательства в «электронных магазинах» электронных торговых площадок, отобранных для проведения госзакупок.
Постановление дополняет положение об особенностях закупок госкомпаний у малого бизнеса нормами о порядке проведения закупки в «электронном магазине».
То есть госкомпании смогут проводить неконкурентные закупки у субъектов МСП (так называемые спецторги – закупки, в которых могут применять только субъекты МСП) с помощью «электронного магазина».
При условии, что объем такой закупки не превышает 20 млн руб., а сама закупка проводится на одной из ЭТП для госзакупок (на этих площадках проводятся все закупки госкомпаний у малого бизнеса).
Порядок проведения таких закупок аналогичен тем правилам работы «электронного магазина» для закупок малого объема, который установлен в рамках контрактной системы.
Они предусматривают размещение поставщиками на электронной торговой площадке предварительного предложения о поставке того или иного товара (в соответствии с конкретной позицией Каталога товаров, работ, услуг).
Заказчик, в свою очередь, размещает извещение о закупке того или иного товара. При этом оператор ЭТП должен будет направить таким заказчикам соответствующие предложения поставщиков.
Распоряжение Правительства РФ от 16.12.2021 № 3652-р, которым обновлен и расширен список госкомпаний для закупок у МСП.
🔎 Постановление Правительства РФ от 16.12.2021 № 2323
📌Правительство РФ обновило и расширило список госкомпаний для закупок у МСП
Правительство РФ актуализировало перечень госкомпаний, которые должны согласовывать свои планы закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) с "Корпорацией МСП".
Соответствующее распоряжение опубликовано на портале правовой информации.
Этим документом в перечень "контролируемых" госкомпаний с 1 января 2022 года будут включены более 170 предприятий и организаций.
В то же время из этого перечня будет исключено около 120 компаний.
В частности, в перечень вошли предприятия, работающие в области станкостроения, химической промышленности, авиа- и судостроения, микроэлектроники, транспорта и т.д.
По действующей редакции закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ) госкомпании должны закупать у субъектов МСП не менее 20 % годового стоимостного объема договоров.
При этом часть из них подпадает под мониторинг соответствия требованиям норм о закупках у субъектов МСП. Такой мониторинг проводится в отношении конкретных госкомпаний федерального уровня с объемом закупок более 1 млрд рублей, регионального уровня - 50 млн рублей, отдельных заказчиков федерального уровня (объем закупок за предыдущий календарный год должен составлять от 250 млн рублей до 1 млрд рублей) и регионального уровня (менее 50 млн рублей).
Планы закупок последних должны проходить в региональных органах власти оценку их соответствия нормам, регламентирующим участие субъектов МСП в закупках госкомпаний.
/ 44-ФЗ
📌Утверждены особенности планирования и осуществления закупок заказчиками по Закону № 44-ФЗ, действующими за пределами РФ
Согласно новому п. 26 Положения о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, установлены особенности планирования закупок заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства (Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2021 г. № 2151).
В частности, план-график указанного заказчика не размещается в ЕИС и формируется по установленной форме с указанием ФИО должностного лица, утвердившего план-график.
При этом:
· объем финансового обеспечения может указываться в долларах США.
В этом случае в качестве единицы измерения в плане-графике указывается "доллар США", код по ОКЕИ ОК 015-94 не указывается;
· в план-график в форме отдельной закупки включается в том числе информация о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с п. 23, п. 26 и п. 33 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в размере годового объема финансового обеспечения соответствующих закупок. При этом некоторые графы плана-графика не заполняются. В качестве наименования объекта закупки указывается соответствующее положение Закона № 44-ФЗ;
· информация о заказчике в плане-графике не указывается.
Информация о месте нахождения заказчика указывается без кода территории населенного пункта в соответствии с ОКТМО;
· вместо ИКЗ в плане-графике указывается КВР;
· графы 3, 4, 13 и 14 раздела 2 приложения к Положению могут не заполняться;
· графа 12 раздела 2 приложения к Положению не заполняется.
При установлении в соответствии со ст. 19 Закона № 44-ФЗ требований, заказчики могут не применять технические регламенты, документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации.
Также могут не учитываться тарифы, действующие на территории РФ.
Затраты на приобретение полисов обязательного страхования определяются в соответствии с законодательством иностранного государства.
При определении НМЦК методом сопоставимых рыночных цен помимо общедоступной информации, предусмотренной ч. 18 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, может использоваться иная общедоступная информация, в том числе размещенная в Интернете.
Указанные изменения вступают в силу 1 января 2022 года.
При этом Положение об особенностях планирования и осуществления закупок заказчиками, осуществляющими свою деятельность на территории иностранного государства, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 мая 2018 г. № 556, с этой же даты признано утратившим силу.
🔎 Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2021 г. № 2151
📌Минфин России актуализировал некоторые приказы, изданные в соответствии с Законом № 44-ФЗ
В соответствие с редакцией Закона № 44-ФЗ, вступающей в силу 1 января 2022 года, приведены следующие документы:
- приказ Минфина России от 4 июня 2018 года № 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- Порядок формирования ИКЗ, утвержденный приказом от 10 апреля 2019 г. № 55н "Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки";
- Типовое положение (регламент) о контрактной службе, утвержденное приказом от 31 июля 2020 г. № 158н "Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе".
В частности, указанные акты приведены в соответствие с обновленным перечнем способов закупок, предусмотренных Законом № 44-ФЗ в новой редакции, скорректирована используемая в документах терминология (Приказ Минфина России от 15 ноября 2021 г. № 175н (зарег. в Минюсте 17 декабря 2021 г.).
Также Минфин России признал утратившим силу с 1 января 2022 года приказ от 1 апреля 2020 г. № 51н "О порядке согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Соответствующие изменения вступают в силу 1 января 2022 года.
🔎 Приказ Минфина России от 15.11.2021 г. № 175н (зарег. в Минюсте 17.12 2021 г.).
📌Минфин России разместил на своем сайте два письма с разъяснениями, касающимися регулирования сферы закупок.
1. Письмо от 21.12.2021 № 24-03-08/104169 «O направлении информации по вопросам заключения офсетных контрактов».
В нем разъяснены вопросы применения положений законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ в части заключения контрактов, договоров на поставку товара, предусматривающих также встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на определенной территории (офсетный контракт (договор).
2. Письмо от 21.12.2021 № 24-03-08/104212 «По вопросам осуществления контроля закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), проведения заседания закупочной комиссии заказчика с использованием ВКС, а также привлечения к административной ответственности должностных лиц при осуществлении централизованных закупок».
В документе ведомство высказало позицию по трем вопросам:
• о контроле в сфере закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемых с использованием механизмов «электронного магазина» в соответствии с п. 4 и 5 ч. 1, ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;
• об участии членов комиссии по осуществлению закупок в заседании такой комиссии с использованием систем видео-конференц-связи;
• о привлечении к административной ответственности должностных лиц при осуществлении централизованных закупок по Закону № 44-ФЗ.
🔎 Письмо от 21.12.2021 № 24-03-08/104169
🔎 Письмо от 21.12.2021 № 24-03-08/104212
📌Настройка полномочий для подписания электронного документа о приемке с 01.01.2022 становится обязательным формирование и подписание документов о приемке в электронной форме в ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК (далее — ЕИС) при исполнении контрактов, заключенных по результатам проведения электронных процедур.
В связи с тем, что подписание документов о приемке в электронной форме в ЕИС должно осуществляться исключительно лицами, уполномоченными на осуществление таких действий, необходимо до 01.01.2022 назначить таким пользователям полномочие «Уполномоченное лицо» в Личном кабинете ЕИС по 44-ФЗ и установить соответствующие права.
Такие полномочия назначают сотрудникам, уполномоченным на подписание электронных документов о приемке, в том числе членам приемочной комиссии, руководитель организации или лицо, уполномоченное руководителем на определение лиц и действий, осуществляемых такими лицами от имени организации в ЕИС и на ЭТП (Администратор организации).
Пользователи, которым не будет назначено указанное полномочие, не смогут осуществлять подписание документов о приемке в электронной форме в ЕИС с 01.01.2022.
Назначение полномочия «Уполномоченное лицо» осуществляется в разделе Администрирование» - «Пользователи организации» - «Регистрационные данные», подробная информация об этом содержится в кратком руководстве пользователя «Назначение полномочий для подписания документов о приемке в электронной форме в Личном кабинете 44-ФЗ в ЕИС»,», размещенном в личном кабинете пользователя ЕИС в разделе «База знаний».
Также всем уполномоченным на подписание электронных документов о приемке лицам заказчика, включая членов приемочной комиссии, необходимо получить квалифицированную электронную подпись:
● в Удостоверяющем центре Федерального Казначейства для должностных лиц государственного органа, органа местного самоуправления, либо подведомственного государственному органу или органу местного самоуправления организации, в том числе членов приемочной комиссии, являющихся сотрудниками организации заказчика.
● в коммерческих аккредитованных удостоверяющих центрах, если членами приемочной комиссии являются третьи лица (сотрудники сторонних организаций, физические лица, эксперты).
Назначить полномочие «Уполномоченное лицо» необходимо до 01.01.2022 г.
Другие материалы по теме

2025

2025

2024