Организация тендерного сопровождения
8 800 500 80 18 info@otc-consult.ru

Что такое тендер? Какие бывают и кому они нужны?

Тендер
Поставщикам
1 дек
2020

! Тендером называется конкурсный конкурентный отбор.

Заказчик публикует или иным способом информирует об условиях своего заказа, с ними знакомятся исполнители. От них, в свою очередь, поступают предложения на исполнение данного заказа, а заказчик выбирает лучшее из них.

После этого заказчик и выбранный исполнитель заключают договор о том, что заказ будет выполнен в установленный срок.

Понятие «тендер» в переводе с английского означает «заявка на подряд», которым может быть поставка определённого товара, выполнение работы или услуги.

! Система тендеров была разработана в США после Второй мировой войны. Целью внедрения была борьба с коррупцией.

В России тендеры стали распространённым явлением только в 90-ые годы прошлого века. В законодательных актах термин «тендер» не используется, а используется понятие «торги» и «закупки», а вот в разговорной речи и деловых переговорах употребителен именно «тендер».

Виды тендеров?

По типу заказчиков тендеры делятся на три категории:

- Госзакупки. Государственные и муниципальные предприятия и учреждения расходуют средства, выделяемые из бюджета. Тендеры на осуществление их потребностей описываются в Законе №44-ФЗ, он же определяет и требования к участникам.

- Коммерческие закупки. Заказчики – любые коммерческие организации. Условия таких тендеров не должны противоречить законодательству, но в остальном заказчик имеет право выдвигать любые требования, и при этом не несёт за них административной ответственности.

- Закупки юридическими лицами с участием гос.капитала (он должен составлять не менее 50% общего капитала компании). Выступая заказчиком, такая компания сама определяет правила закупок или выполнения услуг, руководствуясь собственным документом – положением о закупке. Закупки по Закону № 223-ФЗ предусматривают проведение конкурентных и неконкурентных закупочных процедур, таких как конкурс, аукцион, запрос предложений, котировок или закупка у единственного поставщика. Заказчик может установить другие способы проведения торгов в своём положении. Закупки можно проводить как на бумаге, так и в более популярном в настоящий момент электронном виде.

Тендеры делятся также на открытые и закрытые.

В открытых участвует любой желающий. Информация о торгах распространяется открыто. В результате каждый потенциальный участник может заранее оценить свои возможности, и сравнить с другими. Заказчик же получает возможность выбрать лучший из предложенных вариантов.

В закрытых участвуют только компании, получившие специальные приглашения, и критерии их отбора могут быть разными. Часто приглашаются лишь компании, имеющие высокий рейтинг на соответствующем рынке.

Обычно список приглашённых не разглашается, чтобы исключить сговор между участниками. Количество участвующих в закрытом тендере компаний обычно не превышает 5. Иногда приглашённые компании выбираются по особым правилам, например, только из числа сотрудничавших с заказчиком ранее или по результтам ранее проведенного конкурентного отбора.

Различаются тендеры и по процедуре проведения. Они могут проводиться в один этап, или же в два:

- если конкурс проводится в один этап, то исполнители подают заявки, а заказчик, опираясь на заданные критерии, делает свой выбор;

- если же запланировано два этапа торгов, то все зарегистрировавшиеся участники получают техническое задание, по которому разрабатывают проект выполнения. На втором этапе заказчик выбирает проект, в наибольшей степени соответствующий требованиям.

По способу закупок тоже несколько вариантов:

- Аукцион. Здесь ключевой критерий — цена;

- Конкурс. Побеждает участник, который предложил лучшие условия по тендеру;

- Запрос котировок или цен. Как и в аукционе, победителем становится участник с самой низкой ценой. Разница в том, что сроки представления заявок в таком тендере сильно ограничены: обычно не больше недели;

- Запрос предложений. Заказчик выбирает предложение с лучшими условиями. Но, в отличие от конкурса, сроки проведения такого тендера обычно не превышают 10 дней;

- Закупка у единственного поставщика. В отличие от остальных видов, это неконкурентный способ закупки. Заказчик никого не выбирает, а отдает контракт определенному исполнителю.

- В настоящий момент большую популярность в закупках набирают так называемые «электронные магазины».

«Электронные магазины» - это электронные платформы для осуществления закупок малого объема целью которых является - привлечение малого и среднего бизнеса к участию в закупках товаров, работ, услуг для государственных нужд.

Для заказчиков это возможность проводить свои малые закупки путем выбора наилучшего предложения от поставщиков. Все такие закупки похожи на проведение мини-запроса котировок.

!!! Участие в тендере выгодно как заказчику, так и исполнителю. Исполнитель получает финансовую выгоду, возможность проявить себя на рынке и поднять тем самым свой рейтинг. Заказчик же получает возможность найти исполнителя на выгодных для себя условиях.