Реестр недобросовестных поставщиков: как в него не попасть и как добиться исключения?
2021
Реестр недобросовестных поставщиков — это список компаний, которые уклонились от подписания контракта (договора) в госзакупках или нарушили условия его исполнения. Рассказываем подробно, что такое РНП, за что в него попадают, какие последствия влечёт включение в реестр и как добиться исключения.
Участие в госзакупках открывает для бизнеса хорошие перспективы: прибыльные сделки, стабильный поток заказов, полезные связи, формирование репутации надёжного поставщика. Но всё это можно потерять, попав в реестр недобросовестных поставщиков. В том числе из-за ошибки, невнимательности или мелкого нарушения. РНП называют «чёрным списком поставщиков». Сам факт присутствия в нём — сильнейший удар по деловой репутации. Блокируется доступ к госзакупкам, серьёзно ограничивается возможность участия в коммерческих тендерах. Любая сделка оказывается под угрозой.
Что нужно знать о реестре недобросовестных поставщиков
Создание «чёрных списков» — обычная деловая практика. Такие базы существуют для отсеивания нежелательных клиентов, партнёров или контрагентов в любом секторе. Свои списки формируют и сами предприниматели.
Реестр недобросовестных поставщиков — официальная база данных, используемая в сфере госзакупок. Она общедоступна и формируется Федеральной антимонопольной службой (ФАС) в соответствии:
- с положениями статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- с порядком и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждёнными постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062 (ред. от 20.07.2019).
- с положениями статьи 5 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" № 223-ФЗ от 18.07.2011 г.;
- в порядке, установленном в Постановление Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Реестры публикуются в Единой информационной системе (ЕИС) и содержит следующие сведения:
- Наименование, местонахождение, ИНН (для юридических лиц), ФИО и ИНН (для ИП и физических лиц).
- Наименование, ФИО, ИНН всех учредителей юридического лица, его единоличного органа управления и членов коллегиальных органов управления.
- Информацию о контракте и (или) закупке, нарушение условий которых послужило поводом для внесения в РНП.
- Дату внесения в РНП.
Основания и порядок включения в РНП
В реестр недобросовестных поставщиков попадают:
- участники закупок, которые уклонились от заключения контрактов (договоров);
- поставщики (исполнители, подрядчики), с которыми контракты (договоры) были расторгнуты в судебном порядке;
- поставщики (исполнители, подрядчики), которые существенно нарушили условия контракта (договора), что вынудило заказчика отказаться от сделки.
Инициатором включения в РНП всегда является заказчик. Он направляет в ФАС информацию и документы.
Порядок включения в РНП:
1. Заказчик направляет в ФАС сведения о нарушителе и документы о нарушении в течение трёх рабочих дней с даты признания участника уклонившимся от заключения контракта или с даты расторжения контракта (договора). Если причина включения в РНП — односторонний отказ заказчика от исполнения контракта (договора), обязательно представляется письменное обоснование такого решения. Если контракт (договор) расторгнут судом, прикладывается копия судебного решения. Сопроводительное письмо и материалы направляются в бумажной или электронной форме, в том числе через ЕИС.
2. В течение трёх дней ФАС проверяет полноту представленных сведений и документов — формальное соблюдение требований ст. 104 Федерального закона № 44-ФЗ или ст. 5 Федерального Закона № 223-ФЗ. Если чего-то не хватает, материалы возвращаются заказчику для устранения нарушений.
3. В течение пяти дней ФАС проверяет представленные сведения — оценивает достоверность информации и наличие основания для включения в РНП. Для рассмотрения вопроса и принятия решения назначается заседание комиссии, куда приглашаются представители заказчика и участника (поставщика). Стороны вправе делать заявления, обосновывать свою позицию, представлять доказательства своей правоты и оспаривать доводы противоположной стороны. Неявка сторон не препятствует рассмотрению вопроса. По итогам заседания принимается решение о включении или невключении в РНП.
Подробнее об основаниях включения в РНП
Федеральный закон №223-ФЗ предусматривает включения в реестр недобросовестных поставщиков, уклонившихся от заключения договоров, а также поставщиков (исполнителей, подрядчиков), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
Федеральный закон №44-ФЗ предусматривает три основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков. Однозначным поводом для включения считается только одна ситуация — судебное решение о расторжении контракта. Два других основания требуют от заказчиков обоснования позиции. Участник торгов или поставщик вправе её оспорить, представив свои аргументы.
- Уклонение от заключения контракта
Признание участника закупки уклонившимся от заключения контракта — право заказчика. Но оно ограничено положениями №44-ФЗ, в частности статьёй 82.3.
Заказчик вправе признать победителя процедуры уклонившимся от заключения контракта (составить соответствующий протокол), если он:
- не направил заказчику в установленный срок проект контракта, подписанный надлежащим лицом, или протокол разногласий;
- не внёс обеспечение в сроки, указанные в документации о закупке, или внёс в неполном объёме;
- не выполнил требования ст. 37 №44-ФЗ об антидемпинговых мерах — не внёс дополнительный размер обеспечения или не представил подтверждение своей добросовестности.
- Отказ заказчика от исполнения контракта (договора)
Если поставщик существенно нарушает условия контракта (договора) — это основание для одностороннего отказа заказчика от сделки. Такая ситуация служит поводом для внесения поставщика в РНП.
Возможны две процедуры — если контракт (договор) был расторгнут в судебном порядке, после чего заказчик обратился в ФАС, или же заказчик сразу обратился в ФАС для включения поставщика в РНП.
В первом случае всё однозначно: поставщика включат в РНП на основании судебного решения. Но если заказчик сразу же обращается в антимонопольный орган, ему нужно будет доказать и существенное нарушение условий контракта, и то, что оно — основание для одностороннего отказа от сделки. Разумеется, поставщик вправе оспорить все доводы заказчика и привести свои аргументы.
Последствия включения в РНП
Формально включение в РНП не влечёт негативных последствий для компаний и предпринимателей. Проблема — сам факт присутствия в «чёрном списке»
Если за заказчиками по закону о контрактной системе закреплена обязанность устанавливать барьер, для недобросовестных поставщиков, то при проведении любой закупочной процедуры в рамках Закона 223-ФЗ заказчик вправе установить требование об отсутствии участника в РНП, причем в реестре, предусмотренном как Законом № 223-ФЗ, так и Законом № 44-ФЗ (ч. 7 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). И зачастую заказчики пользуются этим правом.
Ограничения на участие в госзакупках могут коснуться не только самой компании, которая попала в реестр, но и её учредителей, а также руководителя. Например, если в закупке участвует предприниматель, который является учредителем юридического лица, включённого в РНП, заказчик вправе не допустить предпринимателя к закупке. Суды считают такие решения правомерными (Постановление Арбитражный суд Уральского округа от 20.04.2017 года №Ф09-1846/17).
РНП — общедоступный источник информации, которым легко могут воспользоваться предприниматели для проверки контрагентов и сделать соответствующие выводы.
Порядок исключения из РНП
Период нахождения в РНП — 2 года. По истечении этого срока компания или ИП исключаются из реестра. Процедура досрочного исключения из РНП законом не предусмотрена. Единственный вариант — обжаловать решение ФАС в арбитражном суде. Это можно сделать в течение трёх месяцев с момента принятия обжалуемого решения.
Поводом для отмены решения ФАС могут быть:
1. Доказанная в суде добросовестность участника или поставщика при заключении или исполнении контракта (договора).
2. Отсутствие намерений уклоняться от заключения контракта (договора), несмотря на формальное нарушение процедуры и сроков.
3. Нарушение процедур и сроков по техническим причинам, которые не зависели от участника закупка.
4. Процессуальные нарушения, допущенные ФАС при рассмотрении обращения заказчика и принятии решения.
5. Нарушение заказчиком процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта (договора).
6. Неправомерные действия заказчика, за которыми последовали нарушения со стороны участника закупки или поставщика.
7. Вина заказчика в допущенном участником или поставщиком нарушении.
8. Формальность проведенной ФАС проверки, при которой не были установлены и проверены фактические обстоятельства дела, степень вины каждой из сторон.
9. Нарушение заказчиком сроков и порядка обращения в ФАС для включения участника в РНП.
Обращение в суд — достаточно эффективный способ обжалования решений ФАС. Арбитражные суды часто встают на сторону участников закупки и поставщиков. Но свою правоту придётся доказывать, а судебный процесс зачастую длится не один месяц. Поэтому лучше, конечно, в РНП не попадать. Не нарушайте процедуры и сроки, а если нарушили, постарайтесь договориться с заказчиком до его обращения в ФАС.